Герб города Владимир

Администрация Владимирской области
Департамент социальной защиты населения

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Владимирской области Психоневрологический интернат г. Гусь-Хрустальный, п. Гусевский

Департамент социальной защиты населения

Наличие свободных мест в интернате

На 1 ноября 2018 года проживает 93 человека.
В настоящее время свободных мест нет

Версия для слабовидящих

Информационные материалы

Департамент социальной защиты населения

Контактная информация

601551, Россия, Владимирская область,
г. Гусь-Хрустальный, п. Гусевский, ул. Строительная, 28

Режим работы

Пн.-пт.: с 8:00 до 17:00
Перерыв с 12:00 до 13:00
Сб.-вс.: Выходной

Телефон

+7 (49241) 2-92-30
+7 (49241) 2-94-80

Спрашивайте нас

Социально-психологическое сопровождение комплексной реабилитации инвалидов в психоневрологическом учреждении

Проблема психической реабилитации лиц, проживающих в психоневрологических интернатах, является в настоящее время особенно актуальной. Задача повышения качества жизни граждан, особенно тех, кто нуждается в социальной помощи, является одной из приоритетных. Государство заинтересовано в повышении уровня социальной адаптации инвалидов по психическим заболеваниям с тем, чтобы некоторые из них смогли вернуться к самостоятельной жизни в обществе. В настоящее время при работе с данной категорий людей основное внимание уделяется медицинской помощи и социальной реабилитации, в то время как психическая реабилитация особенно важна для проживающих в психоневрологических интернатах, в связи с характером их заболеваний, по которым они получили инвалидность.

Реабилитационная работа с лицами, проживающими в стационарных психоневрологических учреждениях, имеет свою особенность и специфику.

К нам поступали пациенты из различных психоневрологических учреждений, что породило целый ряд проблем, связанных с социальной и внутриличностной адаптацией, преодолением тревожности, реализацией возможностей человека и формированием позитивных межличностных отношений. Для решения этих проблем было организовано социально-психологическое сопровождение проживающих. С 2011 года в штат интерната была введена должность психолога, который стал связующим звеном во взаимодействии специалистов по комплексной реабилитации.

Важным этапом развития методик социальной реабилитации стало сотрудничество с кафедрой общей и педагогической психологии Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Личностно-коммуникативная сфера испытуемых исследовалась с помощью методик «Незавершенные предложения», «Дом-дерево-человек» и теста Розенцвейга, а также в ходе беседы и посредством наблюдения.




С июля по сентябрь 2011 года было проведено комплексное патопсихологическое обследование проживающих, которое позволило определить цели, задачи и стратегические направления для дальнейшего проведения групповой психокоррекционной и реабилитационной работы.

Цель реабилитационной работы: оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала проживающих, социальная адаптация их в обществе.

Основные направления и задачи:

  • Социально-психологическая адаптация: обеспечение атмосферы безопасности общения,развитие доверия, интереса к людям, навыков эффективного поведения в социальных ситуациях;
  • Стимулирование личностного роста: формирование адекватной самооценки и самопринятия, осознанности, ответственности, умения принимать самостоятельные решения;
  • Формирование жизненной перспективы: выявление индивидуальных способностей и поиск путей их реализации;
  • Коррекция эмоциональной сферы: развитие умения выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами, работа со страхами, злостью, обидой;
  • Коррекция межполовых отношений: формирование реалистичного восприятия людей противоположного и своего пола,
    создание условий для получения позитивного эмоционального опыта от общения с ними.

Первым результатом стала разработка структурно-функциональной модели реабилитационного пространства, которая дала возможность скорректировать методы работы с пациентами.

Следующим шагом нашей работы стала разработка карты социально-психологического взаимодействия и оценка деятельности проживающих.

Комплексная оценка социально-психологического функционирования проживающих позволила:

  • провести систематику проживающих по уровню социального функционирования;
  • создать группы для реализации программ реабилитации;
  • выявить динамику изменений показателей социального функционирования под влиянием реабилитации;
  • контролировать результат реабилитационного воздействия и в связи с этим усиливать/ослаблять те или иные рекомендации.

Наиболее эффективна, на наш взгляд, арт-терапевтическая работа, направленная на решение следующих задач:

  • создание среды жизнедеятельности проживающих в интернате, адекватной их возрасту и состоянию здоровья;
  • занятость проживающих за счет их вовлечения в интересную и содержательную деятельность, развитие и поддержка их творческих навыков;

Цель социально-психологического сопровождения диктует необходимость включения в деятельность проживающих освоение нестандартных методов и техник ИЗО деятельности. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет занимающимся чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В работе психолога, всей реабилитационной службы важно не только провести мероприятие, но и оценить его эффективность. Для оценки эффективности проводимых занятий мы пользуемся следующими методиками:

  • Методика «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • Метод экспертных оценок, который позволяет проследить социальную активность, эмоциональное состояние, враждебность, общительность.
  • Психологическая игра «Цвет дня».

Методика «Самочувствие, активность, настроение» (САН). Легка для использования и не занимает много времени. Методика проводится за 2-3 дня до начала занятий (1 замер), на каждом занятии (2-8 замеры), через 2 дня после завершения занятий (9 замер) и через 8-9 дней после окончания занятий (10 замер). Особенно ярко реагируют участники групп, когда их работы находятся на виду (при желании, они могут их всегда увидеть у нас в библиотеке).

Суть метода экспертных оценок заключается в следующем: эксперты (в нашем случае: это медицинский персонал, социальный работник, инструктор по физической культуре, библиотекарь, музыкальный руководитель, инструктор по труду и т.д.) оценивают по определенной шкале участников группы до начала занятий и после завершения цикла занятий. Также для оценки устойчивости результатов эксперты могут оценить участников группы по прошествии какого-то времени, через 1, 2 недели, месяц. Несомненным достоинством данного метода является то, что он более объективен. Так как при самооценке происходящих изменений результаты могут несколько завышаться. В то же время он более трудоемкий и длительный в использовании. При общении проживающих в группе снижаются показатели враждебности и повышаются показатели активности, общительности. По результатам диагностики можно сделать вывод о положительной динамике эмоционального состояния с показателей нейтрального на хорошее.

Целью психологической игры «Цвет дня» является исследование эмоционального состояния проживающих до и после проводимых мероприятий (занятий). Участникам занятия, предлагается определить свое настроение в цвете. Выбор происходит как в начале занятия, так и в конце.

Выбирается один цвет из четырех, затем подсчитывается результат как индивидуальный, так и групповой.

Проведении игры не занимает много времени и является одним из методов самооценки. Подсчеты легки в обработке. Их можно увидеть как в цвете, так и выразить в процентном соотношении.

Анализируя в конце занятия полученные данные игры «Цвет дня» можно отследить динамику изменения эмоционального состояния проживающих с последующей коррекцией содержания занятия, мероприятия, тренинга.

Игра «Цвет дня» может использоваться для оценки разных видов деятельности: физкультурно-оздоровительной, развлекательной, обучающей; разнообразных занятий, а так же для оценки эмоциональной эффективности программ.

Например, на физкультурных занятиях старшего возраста для повышения энергетического потенциала используются стимулирующие упражнения. Успешность их использования мы можем проследить полученными результатами диагностики в конце занятия.

Психологической игрой можно пользоваться и при индивидуальном занятии, во время которого всё внимание преподавателя уделено только занимающемуся, что гарантирует полную концентрацию исключительно на его особенностях освоения материала, и позволяет значительно улучшить языковые навыки проживающего, тем самым создавая положительно эмоциональный фон.

Психологическая игра «Цвет дня» успешно проводится и с пожилыми людьми. Она помогает понять, кто из проживающих испытывает спокойствие и уверенность перед началом занятия или тревожность, способствует улучшению настроения, повышает активность и работоспособность.

Использование акцента в работе посредством применения цвета, позволит участникам занятия чувствовать себя более безопасно, найти в себе новые ресурсы цветовой палитры для жизни в настоящем. На занятии могут использоваться техники кляксография обычная, кляксография с трубочкой, рисование мятой бумагой, печать по трафарету с использованием овощей, монотопия предметная, оттиск поролоном, восковые мелки + гуашь.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна.

Хорошо зарекомендовал себя психокоррекционный метод – театрализованная игра. Многие проживающие проявляют к ней особый интерес. В процессе игры происходит снятие повышенной тревожности, укрепляет чувство уверенности, формируется умение эффективно общаться, включаться в жизнь коллектива.




Использование арт-терапевтических методов позволяет затрагивать как сознательные, так и бессознательные сферы психической деятельности человека, повышает жизненный тонус, физическую и психическую активность, способствует улучшению эмоционального состояния.

В результате проведения комплексной реабилитационной работы многие проживающие смогли найти творческое самовыражение, исходя из своих интересов и возможностей и приняли активное участие в жизни интерната.

Количество проживающих, участвующих в спортивно-оздоровительных мероприятиях в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличилось на 32% и составило 89%.

Наши ребята являются активными участниками всех областных соревнований по различным видам спорта: туризм, пауэрлифтинг, дартс, пионербол, армрестлинг, мини-футбол, волейбол, пионербол, снегоступинг, теннис, баскетбол, ручной мяч и по итогам 2011г. лидировали по 11 номинациям.





57% проживающих принимают активное участие в культурно-массовых мероприятиях и являются помощниками в проведении всей досуговой деятельности.




  • 2011 году обучено компьютерной грамотности – 6 человек (8%);



  • занимались в мини-клубах и кружках – 54 человека (68%);



  • 56 человек (70%) посещали занятия в библиотеке, что способствовало развитию умственной активности, вносило существенное разнообразие в эмоциональный настрой и мироощущение в целом;
  • 45 человек (60%) принимали активное участие в благоустройстве и озеленении территории интерната.

Цифры, скупые на эмоции, скрывают за собой маленькие и большие победы людей, их поступательное движение на пути к преодолению недугов. Среди проживающих появились лидеры, своей активностью увлекающие других. Так, Владимир Корнышин, активный помощник в организации досуговой деятельности, сам сочиняет стихи, является автором мюзиклов, Ольга Киселева — победитель областных соревнований по лыжным гонкам, Олег Самойлов — призер региональных соревнований по плаванию и многие другие.

«Здесь каждый чувствует себя комфортно, — говорит Владимир Корнышин, проживающий в интернате с первых дней его существования. — Протяженность жизни нам отмерена, а широту жизни каждый устанавливает для себя сам. В нашем интернате эта планка поднята достаточно высоко. Каждый чем-то занят и, насколько может, счастлив».


На базе интерната проводятся областные семинары и совещания. 24 мая 2012 года состоялось заседание Медицинского совета по проблеме психологического сопровождения реабилитационной работы с проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания для инвалидов. Под руководством Департамента социальной защиты населения для руководителей учреждений, медицинских служб и психологов выступили преподаватели кафедры психологии Владимирского университета кандидаты психологических наук Бобченко Т.Г., Пронина Е.В., Писненко А.Г., клинический психолог Шефов С.А., психологи стационарных учреждений: Качалка Л.А., Гребнев А.В., Шохрина Л.В. Были рассмотрены вопросы, касающиеся психодиагностического и психопрофилактического аспектов, для проживающих в стационарных учреждениях инвалидов, а также методы саморегуляции и самопомощи в целях профилактики психического выгорания для сотрудников.

Опыт работы по направлению «Социально-психологическое сопровождение реабилитационной работы с проживающими в психоневрологическом учреждении» реализуемый сотрудниками интерната и кафедрой общей и педагогической психологии Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, представлен на II Международной научно-практической конференции по альтернативным методам реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями, инвалидностью, ВИЧ/СПИД, онкологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Альтернативная реабилитация» 30-31 мая 2012 года (г. Минск, Республика Беларусь), проводимой Республиканским общественным объединением «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО» и Филиалом Российского государственного социального университета в г. Минске Республики Беларусь.

В перспективе планируется продолжить сотрудничество с кафедрой общей и педагогической психологии Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых по разработке разнообразных программ и методик, также созданию специализированного психологического центра и экспериментальной площадки с целью реализации новых форм и технологий социально-реабилитационной работы с инвалидами.

Наш коллектив выражает благодарность руководству Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области за обеспечение условий для качественной и эффективной работы.

Скулова Т.Б., директор государственного бюджетного учреждения
социального обслуживания Владимирской области
«Психоневрологический интернат г. Гусь-Хрустальный, п. Гусевский»

Рабочая группа в составе:
сотрудники кафедры общей и педагогической психологии
Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Пронина Е.В.,
Бобченко Т.Г.,
Писненко А.Г.,
Шефов С.А.

Not Found

Valid XHTML 1.0 TransitionalПравильный CSS!

Яндекс.Метрика